Шутилово-наша Родина!!!

Вторник, 16.04.2024, 07:37

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | ВЕСЕННЯЯ ОБРЯДНОСТЬ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ | Регистрация | Вход

null

Смирнов Д.В.

ВЕСЕННЯЯ ОБРЯДНОСТЬ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


Опубликовано в журнале "Живая старина", 1998, № 2, с. 12-14

  Южная часть Нижегородской области была выбрана нами в качестве объекта для исследования не случайно. Расположенные на границе проживания русского населения и мордвы, привлекавшие еще с прошлого века внимание собирателей, эти земли до сих пор представляет интерес для фольклориста. В Лукояновском районе нами был записан разнообразный в жанровом отношении материал, особое место в котором занимает календарь. Здесь не только хорошо помнят традиционные обряды, но и проводят их до настоящего времени в некоторых селах. Помимо святочных развлечений молодежи со всевозможными играми, хороводными песнями, сопровождавшимися обычно поцелуями; помимо широко распространенных в этих местах колядований, "сжигания соломы" на улице под Новый год, несомненный интерес представляет некогда широко распространенный в этих местах праздник, связанный с "проводами весны", приходившийся обычно на "Заговень" - первое воскресенье после Троицы.

  Старинный обычай провожать весну занимал одно из центральных мест в календарном цикле. Об этом свидетельствует распространенность и относительно хорошая сохранность его в с сравнении с другими праздниками. Называвшиеся в различных селах по-разному ("Ярило" - в Большом Мамлееве, "Строма" или "Кострома" - в Шутилове, "Похороны воробья" в Докучаеве, "Заговень" - в Орловке), "Проводы весны" сопровождались обливанием водой, плетением венков.

  Центральным эпизодом, кульминацией праздника было "наряжание кукол", над которыми неизменно совершался ритуал шуточных похорон с причитаниями, отпеванием и последующим уничтожением. Не смотря на то, что древнее значение этого обряда не сохранилось в памяти местных жителей, он до самого недавнего времени проводился с завидным постоянством.

  С "Проводами весны" непосредственно соседствовал обычай "наряжать коня", когда несколько мужиков "впрягались в раму" с деревянной лошадиной головой на палке, "покрывались торпищем" - специальным пологом из самой грубой пряжи, предназначенным для сушки пшеницы или для подстилки под зерно на возы, и ходили по селу в сопровождении вожатого.
В разных местах обычаи "Проводов весны", и "Наряжания коня" могли несколько перемещаться по времени. Так где-то кукол наряжали на третье воскресенье после "Заговени", из-за чего этот праздник получил здесь название "Проводы лета"; "коня" часто делали на масленицу. Кроме того вместо кукол могли нарядить мальчика и девочку, обвязав их с ног до головы ветками и венками из травы и цветов, так что лица не видно. А в с.Шандрово, где обряд, который до сих пор проводят спустя неделю после Троицы на Заговень, делают из веток большие венки, привязывают их к длинным палкам и идут с песнями по селу к пруду. Там венки бросают в воду, и они плывут.

  Экспедиция в Нижегородскую область летом 1997 г. носила разведывательный характер, вследствие чего материала, имеющегося в нашем распоряжении явно недостаточно для каких-либо выводов и обобщений. Поэтому мы ограничимся публикацией некоторых рассказов о "Проводах весны" и о других праздниках, записанных нами от местных жителей.

с. Орловка
Рассказывает Крючкова Антонина Николаевна (1930 г.р.):

  Кукол наряжали на последний день весны, на Заговенья. Их наряжали после обеда, начинают с конца, наряжают носилки и наряжают куклу и просто называют ее бабушкой. Палка, сделают голову, руки, ноги и несут деревней и плачут. Одна плачет, другие что-нибудь там тоже голосят, причитывают: "Ох ты, наша бабушка, провожаем мы тебя, была ты у нас такая хорошая пригожая, и вдруг мы тебя провожаем на тот свет". Доходят до этого конца, а здесь у нас посевы, и вот в эти посевные-то ее уже и бросают. Тут ребятишки подхватывают ее растрепывают все, ну и все, простилися с бабушкой, сем и конец".- С.Д.: А куклу одну делают? - Одну. Одну куклу делают. - В человеческий рост? - Да ни так в человеческий рост - это какие надо носилки-то - большие. А сделают так, не больно большие носилочки, две палки, да там еще что-нибудь настелют, и эту наряженную куклу, нарядят как человечка, повяжут платок, наденут на нее кофту там, юбку. Вроде как настоящая кукла.

  В соседнем селе Шутилове они прием там собирали. Колготки, набили в колготки соломы, как по-настоящему. В то время ведь, наряжали когда мы, колготок-то не было.

  У нас были такие мастерицы, уж они то причитывали, ой. Как вот за покойником причитывают, и вот и они причитывали, такие вот мастерицы. Кто смеется, кто чего, ведь над ними смех. Вот подойдут вот сюда к нам, подвыпьют, веселые, так уж они с такими причетами, ох. Ну женщины две три вот у нас таких было, и сами нарядятся. В старинные обряды наряжались, в старинные. Еще были старинные обряды, такие сарафаны длинные с поясьми, накрасятся. А кто и цыганами наряжались, их уже не стало - умерли давно. Их не стало, и у нас всего этого не стало. Они кто любит чудить - тому и идет. Ведь которому человеку не идет ведь. У нас одна женщины была, она наверное с 22 года по-видимому или 24-го. Мы ее все, Пашенька и Пашенька. Она цыганкой большинство наряжалась. Нарядится цыганкой вот в такие праздники и вот начинает. У ей разговор-то, она начнет: хары бары растабары и как цыганка. В цыганский обряд уже обрядится.

Как причитывают за покойниками, такие и слова: 
"Милая ты моя бабушка,
Провожаем мы тебя в последний путь-дороженьку,
Больше-то мы тебя не увидим,
От тебя мы слов-то больше не услышим",- Вот такие вот слова.

  Коня наряжали тоже на Заговень вечером. Провожали весну - это весну провожали так. Конь лягался, от него надо было убегать. Он за нами бегал. Нарядют вот два мужчины. Голова была такая вот, ну скелет вот от головы лошадиной. Потом обруча от кадушки на палке, и голова-то на палке, и впереди мужик, сзади мужик, торпищем покроют, и один водит, вроде как за уздечку, и бегают они, лягаются. Вот где эта молодежь, подходят - лягаются, вот мы и бегали. У нас где-то в проулке наряжаются, тут уже собирается народ. И сразу из проулков выбегают с лошадью и пошел, погнали за молодежью. Раньше не гнались за выпивкой - гнались за чудом, за весельем. Ведь из-за этого-то праздники-то ожидали. Праздник - веселье. На Троицу наряжали куст. Тоже веселилися. Несут этот куст, наряженный и ленты, и все там навешают. Это уж давно.

  Раньше в футбол играли - только снег растает, играли в мячик - в лапту. Кто какие в чижики. Но сейчас-то нет ничего решительно. Сейчас все забросили. Там в воскресенье в праздники, ведь народ-то вел хороводами, и с гармошкой идут по деревне, молодежь, пожилые так чуть-чуть. Катают в яйцы. А потом были мячи кругло сшитые, из материала, тряпок там набьют. Как катнут его - он катится, а там ставят яйца, по два яйца. Попадет если в эту пару, значит он выкатал - забирает. И в лапту играли - бегают. Пьяных было мало. Пьяные если гуляют, торжества какие, свадьба или что-нибудь. Раньше и день рождения не справляли никогда. На Троицу что-нибудь. Ну там соберутся если.

с.Шутилово
Рассказывают Семаненкова Наталья Евгеньевна (1922 г.р.), Семенова Татьяна Васильевна (1926 г.р.), Новикова Евдокия Ильинична (1929 г.р.), Шараева Александра Гавриловна (1927 г.р.), Кильдишева Варвара Евгеньевна (1933 г.р.), Симайченкова Зинаида Ильинична (1938 г.р.), Курочкина Анна Степановна (1935 г.р.):

  На праздник Кузьмы 14-го ноября, "Девичий праздник" у нас колядуют: "Хурты, мурты, подай муки", и выпьем и начнем плясать. Ходят все, больше женщины. Наряжаются в сарафаны всякие. На Рождество гуляли старые и малые. Ходют на Миколу. Там родник есть, святой называется. Сейчас священник ездит на Миколу весеннюю. Два Миколы - весной и в декабре. Весной ездят священники - святят воду. Это всюду люди ходят за водичкой. И вот которые на Крещение купаются, кто верует очень хорошо, с тем словом, что в Бога веруют. Купаются, купаются и зимой купаются. Вода-то знаете какая холодная, а купались очень много народу весной, поп тоже было хотел пойти: пошел, пошел - нет.

  Масленицу гуляют всю неделю с воскресенья блины пекут. Масленская неделя, во вторник обязательно семечки продавали.
Пекли жаворонков 22 марта. Состряпают жавороночку, как птичку, там ... на вышину и поют жаворонки: 
"Жаворонушки, прилетите к нам,
Красну весну принесите нам,
Нам зима-то надоела, хлеб-солью приела.
А нашим-то лошадям травки-муравки."

  Мы хороводы знаете как отмечали - вот, например, "Строму" провожаем мы, все вместе собираемся все село, видите у нас какое село, отсюда идем, оттуда идем. "Заиньку" надо спеть обязательно. Пели на Заговень тоже вечером, это Заговень - вот Строма, на Заговень вечером и пели:
"Заинька, войди в садик,
Серенький, войди в садик,
Розан, розан, войди в садик,
Розан, розан, войди в садик.

Заинька, рви цветочки,
Серенький, рви цветочки,
Розан, розан, рви цветочки,
Розан, розан, рви цветочки.

Заинька, вей веночек,
Серенький, вей веночек,
Розан, розан, вей веночек,
Розан, розан, вей веночек. 
Заинька, на головку,
Серенький, на головку,
Розан, розан, на головку,
Розан, розан, на головку.

Заинька, сбрось с головки,
Серенький, сбрось с головки,
Розан, розан, сбрось с головки,
Розан, розан, сбрось с головки.

Заинька, выбирает,
Серенький, выбирает,
Розан, розан, выбирает,
Розан, розан, выбирает".


  На Троицу окошки рядили, березки. Молодежь, девки. А спустя неделю после Троицы - вот так Троица, а первое воскресенье Строма. Строма - это потому, что она грязная, страмная. Долго болела, неряха. Идет человек - грязный, оборванный, про него говорят: вот какой он страмной. Строму начинают с утра. Рядятся. Куклы делают. Плачут и поют, как по покойнику, потом лечат, и врачи, и денежку заплатили. Кто с балалайкою. В прошлый год три куклы было, а нынче две. Над куклами причитают, как же. Кто плачет: 
"Родимая моя маменька,
Померла ты у меня, а меня оставила,
На кого ты эту думушку подумала,
Как мне без тебя будет плохо-то,
Ой, ты пыложила свои белы рученьки ой на белу свою грудоньку,
А я без тя теперь сиротонька,
Ой, мила мамонька,
Ой, открой свои ясны глазоньки,
Ой, расхлестни ты свои рученьки,
Погляди, как пришли все сроднички,
Ой, тебя понаведают,
И во путь-дороженьку тебя проводят,
А о после мы поминать там-то нам нечем-то,
Ой, все-то разворовали!" - ну вот так и дальше, и дальше.

  Потом поп придет, покадит, а потом несем в озимые. Там куклу трепают. Изорвут все на ней ребятишки, трепают, выкидывают и все. И потом поминки делаем. Слаживаем: кто пироги, кто картошку какую, кто компот, кто помидоры, кто огурцы - вот стол соберем, накроем, поминаем. Выпиваем, поминаем, пляшем. Конец там. Кто напьется - свалятся, кто может - веселится.

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 102

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Погода

Поиск